Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 9 Россия, 620077 г Екатеринбург, ул. Шейнкмана 19 а, тел: 3581986, e-mail: det-sad9@mail.ru ПРИНЯТО: На педагогическом совете МБДОУ – детский сад № 9 Протокол № 3 от «30» августа 2021 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ – детского сада № 9 ________Т.Ф. Жилякова Приказ №1-17 от «30»августа 2021г. Аннотация к рабочей программе к основной общеобразовательной программы в группе для детей 5-го года жизни Екатеринбург 2021г. Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения образовательных областей конкретной возрастной группы, основывающийся на федеральном государственном образовательном стандарте. Программа разрабатывается педагогами ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), основной образовательной программой ДОУ с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Рабочая программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, спроектирована с учетом особенностей ДОУ, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей, с учетом парциальных программ: - «СамоЦвет» Толстикова О.В.: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста; - «Математика в детском саду. 4-5 лет» В.П. Новиковой. - Основы безопасности детей дошкольного возраста – Н.Н.Авдеева, Н.И.Князева, Р.Б.Стеркина Рабочая программа является модулем образовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО) дошкольного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования. Основные функции Программы: - нормативная: Программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; - целеполагания: Программа определяет цели и задачи образовательных областей; - содержательная: Программа фиксирует состав образовательных элементов, подлежащих усвоению воспитанниками, а также степень их трудности; - процессуальная: Программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы, методы, средства и условия; - методическая: Программа определяет пути достижения результатов освоения ООП ДО. Принципы и подходы к формированию Программы. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Основные принципы построения и реализации Программы: полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (раннего, дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития; построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); содействия сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничества Организации с семьей; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёта этнокультурной ситуации развития детей. Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Задачи: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознатель-ными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса; творческая организация воспитательно - образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетент- ности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В Программе отражены: Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Характеристики, значимые для разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования Планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений Развивающее оценивание качества образовательной деятельности Содержательный раздел Образовательная деятельность Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область « Речевое развитие» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Физическое развитие» Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной образовательной программы Организационный раздел Материально-техническое обеспечение программы Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении Традиционные события, праздники, мероприятия Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Приоритетные направления деятельности по реализации рабочей программы. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. В ходе организации образовательной деятельности педагог опирается на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым ребенком. Ребёнку предоставляется возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог. Педагог и ребенок выступают как равноценные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно - ориентированного общения состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать с задаваемым и тем самым добиться личностного освоения нового содержания. При реализации задач образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы. Обсуждение детских «версий» происходит не в жестко - оценочной ситуации, а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым. Реализация задач образовательной программы происходит в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, общения, музыкального развития, двигательной деятельности, коммуникативной, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы фольклора), а также в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах и в совместной деятельности со взрослым.