Пояснительная записка Образовательная деятельность в учебном плане составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»; 3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; 4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); 5. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». 6. Уставом МБДОУ-детский сад № 9 7. Основной образовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности МБДОУ. Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана Содержание Учебного плана разработано в соответствии со следующими принципами: принципом научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, интеграции содержания и видов деятельности; принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса; решением программных образовательных задач в НОД и совместной деятельности взрослого и детей и построением образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; принцип культуросообразности образования. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Учебный план МБДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее – УМК), отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием и ООП ДО. Учебный план МБДОУ на 2021 – 2022 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности (далее - НОД), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Образовательный период начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Дошкольное образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. В МБДОУ – детский сад № 9 функционируют 6 групп общеразвивающей направленности, в которых осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой МБДОУ, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. I младшая группа – 1 II младшая группа – 1 Средняя группа – 1 Старшая группа – 1 Подготовительная группа – 2 В плане непрерывной образовательной деятельности (далее НОД) отражены: - образовательные области; - виды детской деятельности; - возрастные группы детей общеразвивающей направленности. Образовательная программа МБДОУ, разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обеспечивает развитие ребенка по следующим областям: Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Для детей дошкольного возраста – следующие виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательноисследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование; изобразительная; музыкальная; двигательная. Время, отведенное на НОД по возрастным группам согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. № 26: Для детей с 2 до 3 лет – 8-10 минут; Для детей 4-го года жизни – 15 минут; Для детей 5-го года жизни – 20 минут; Для детей 6-го года жизни – 25 минут; Для детей 7-го года жизни – 30 минут Количество НОД в неделю согласно Основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет: Для детей с 2 до 3 лет – 10; Для детей 4-го года жизни – 10; Для детей 5-го года жизни – 10; Для детей 6-го года жизни – 13; Для детей 7-го года жизни – 14. Недельная образовательная нагрузка составляет: Для детей с 2 до 3 лет – 90 минут; Для детей 4-го года жизни – 150 минут; Для детей 5-го года жизни – 200 минут; Для детей 6-го года жизни – 300 минут; Для детей 7-го года жизни – 420 минут НОД, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей планируется в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей НОД сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Для детей раннего возраста от 2 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 50 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. НОД с детьми среднего и старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна 2-3 раза в неделю. В середине времени, отведенного на НОД, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами НОД не менее 10 минут. НОД в первой половине дня в младшей и средней группах не должна превышать 2-х занятий, а в старшей и подготовительной – 3-х. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Учебный план (план непрерывной образовательной деятельности) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 9 Основная образовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год I младшая группа Образовательные области Вид детской деятельности Объем нагрузки в неделю (количество/продолжительность) 1 2 3 Познавательное развитие Предметная деятельность 10 мин. (1 занятие) Речевое развитие Общение с взрослыми Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок Социальнокоммуникативное Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, игры с составными и динамическими игрушками Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями Изобразительная (рисование, лепка) Ежедневно, в ходе режимных моментов Конструктивно-модельная деятельность Ежедневно, в ходе режимных процессов Художественноэстетическое развитие Музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения) Физическое развитие Двигательная активность Всего на организацию образовательного процесса (недельная нагрузка): 20 мин (2 занятия). 20 мин (2 занятия). 20 мин (2 занятия). 30 мин. (3 занятия). 100 мин. (10 занятий). ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ двигательная деятельность Физическое развитие ежедневно в ходе непрерывной и предметная деятельность Познавательное развитие совместной образовательной игры с составными и динамическими игрушками, совместные игры со сверстниками Социально деятельности под руководством взрослого, общение коммуникативное . развитие игровая деятельность, восприятие сказок стихов Художественно эстетическое развитие Всего: 100 минут (10 занятий) 1 Познавательное развитие Речевое развитие Социальнокоммуникативное Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Национальнорегиональный компонент II младшая группа 2 Познавательно-исследовательская (развитие познавательноисследовательской деятельности, приобщение к социокультурным ценностям, ФЭМП, ознакомление с миром природы) Развитие речи Восприятие художественной литературы и фольклора Игровая (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, игры с правилами и др. виды игры) Элементарная трудовая (самообслуживание, бытовой труд, труд в природе) Изобразительная (приобщение к искусству, рисование, лепка, аппликация) Конструктивно-модельная деятельность Музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских муз. инструментах) Двигательная Познавательно-исследовательская, ознакомление с миром природы, восприятие художественной литературы и фольклора Всего на организацию образовательного процесса (недельная нагрузка): 3 30 мин. (2 занятия) 15 мин. (1 занятие) Ежедневно, в ходе режимных моментов 30 мин. (2 занятия) Ежедневно, в ходе режимных процессов 30 мин. (2 занятия) 45 мин. (3 занятия) Целевая прогулка (1 раз в неделю) 150 мин. (10 занятий) ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ Физическое развитие двигательная деятельность Познавательное развитие познавательно - исследовательская Социально коммуникативное развитие Художественно эстетическое развитие Всего: коммуникативная, игровая ежедневно в ходе непрерывной и совместной образовательной деятельности. изобразительная деятельность восприятие художественной литературы и фольклора 150 мин. (10 занятий) 1 Познавательное развитие Речевое развитие Социальнокоммуникативное Художественноэстетическое развитие Средняя группа 2 Познавательно-исследовательская (развитие познавательноисследовательской деятельности, приобщение к социокультурным ценностям, ФЭМП, ознакомление с миром природы) Развитие речи Восприятие художественной литературы и фольклора Игровая (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, игры с правилами и др. виды игры) Элементарная трудовая (самообслуживание, бытовой труд, труд в природе) Изобразительная (приобщение к искусству, рисование, лепка, аппликация) Конструктивно-модельная деятельность Физическое развитие Музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских муз. инструментах) Двигательная Национальнорегиональный компонент Познавательно-исследовательская, ознакомление с миром природы, восприятие художественной литературы и фольклора Всего на организацию образовательного процесса (недельная нагрузка): 3 40 мин. (2 занятия) 20 мин. (1 занятие) Ежедневно, в ходе режимных моментов 40 мин. (2 занятия) Ежедневно, в ходе режимных процессов 40 мин. (2 занятия) 60 мин. (3 занятия) Целевая прогулка (1 раз в неделю) 200 мин. (10 занятий) ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ Физическое развитие двигательная деятельность Познавательное развитие познавательно - исследовательская Социально коммуникативное развитие коммуникативная, игровая Художественно эстетическое развитие изобразительная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора Всего: ежедневно в ходе непрерывной и совместной образовательной деятельности. 200 мин. (10 занятий) Художественноэстетическое развитие Старшая группа 2 Познавательно-исследовательская (развитие познавательноисследовательской деятельности, приобщение к социокультурным ценностям, ФЭМП, ознакомление с миром природы) Развитие речи Восприятие художественной литературы и фольклора Игровая (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, игры с правилами и др. виды игры) Элементарная трудовая (самообслуживание, бытовой труд, труд в природе) Изобразительная (приобщение к искусству, рисование, лепка, аппликация) Конструктивно-модельная деятельность Физическое развитие Национальнорегиональный компонент Музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских муз. инструментах) Двигательная Познавательно-исследовательская, ознакомление с миром природы, восприятие художественной литературы и фольклора 1 Познавательное развитие Речевое развитие Социальнокоммуникативное 3 75 мин. (3 занятия) 50 мин. (2 занятия) Ежедневно, в ходе режимных моментов 75 мин. (3 занятия) Ежедневно, в ходе режимных процессов 50 мин. (2 занятия) 75 мин. (3 занятия) Целевая прогулка (1 раз в неделю) Всего на организацию образовательного процесса (недельная нагрузка): 325 мин. (13 занятий) ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ двигательная деятельность Физическое развитие ежедневно в ходе непрерывной и совместной образовательной Познавательное развитие познавательно - исследовательская деятельности. коммуникативная, игровая, Социально коммуникативное 25 мин. (1) занятие развитие Художественно эстетическое развитие Всего: изобразительная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора ежедневно в ходе непрерывной и совместной образовательной деятельности. 350 мин. (14 занятий) 1 Познавательное развитие Речевое развитие Социальнокоммуникативное Художественноэстетическое развитие Подготовительная группа 2 Познавательно-исследовательская (развитие познавательноисследовательской деятельности, приобщение к социокультурным ценностям, ФЭМП, ознакомление с миром природы) Развитие речи Восприятие художественной литературы и фольклора Игровая (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, игры с правилами и др. виды игры) Элементарная трудовая (самообслуживание, бытовой труд, труд в природе) Изобразительная (приобщение к искусству, рисование, лепка, аппликация) Конструктивно-модельная деятельность 3 120 мин. (4 занятия) 60 мин. (2 занятия) Ежедневно, в ходе режимных моментов 90 мин. (3 занятия) Ежедневно, в ходе режимных процессов Музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских 60 мин. (2 занятия) муз. инструментах) Физическое развитие Двигательная 90 мин. (3 занятия) НациональноПознавательно-исследовательская, ознакомление с миром природы, Целевая прогулка региональный компонент восприятие художественной литературы и фольклора (1 раз в неделю) Всего на организацию образовательного процесса (недельная нагрузка): 420 мин. (14 занятий) ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ двигательная деятельность Физическое развитие ежедневно в ходе непрерывной и совместной образовательной Познавательное развитие познавательно - исследовательская деятельности. коммуникативная, игровая, Социально коммуникативное 30 мин. (1 занятие) развитие Художественно эстетическое развитие Всего: изобразительная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора ежедневно в ходе непрерывной и совместной образовательной деятельности. 450 мин. (15 занятий) среда вторник понедельник План непосредственной образовательной деятельности МБДОУ – детский сад № 9 на 2021-2022 учебный год I младшая Предметная деятельность (ФЦКМ) 9.00 – 9.10 9.15 – 9.25 Двигательная деятельность 15.50 – 16.00 16.10 – 16.20 II младшая Двигательная деятельность 9.00 – 9.15 Перерыв 10 мин. Изобразительная деятельность (рисование) 9.25 – 9.40 средняя Познавательноисследовательская деятельность (ФЦКМ/ конструирование) 9.00 – 9.20 Перерыв 10 мин. Двигательная деятельность 9.30 – 9.50 старшая Познавательноисследовательская деятельность (ФЦКМ) 9.00 – 9.25 Перерыв 10 мин. Изобразительная деятельность (рисование) 9.35 – 10.00 Двигательная деятельность (свежий воздух) 11.20 – 11.45 Изобразительная деятельность (рисование) 9.00 – 9.10 9.15 – 9.25 Музыкальная деятельность 15.50 – 16.00 16.10 – 16.20 Познавательноисследовательская деятельность (ФЭМП) 9.00 – 9.15 Перерыв 10 мин. Музыкальная деятельность 9.25 – 9.40 Музыкальная деятельность 9.00 – 9.20 Перерыв 10 мин. Познавательноисследовательская деятельность (ФЭМП) 9.30 – 9.50 Коммуникативная деятельность (Развитие речи) 9.00 – 9.10 9.15 – 9.25 Двигательная деятельность 15.50 – 16.00 16.10 – 16.20 Двигательная деятельность 9.00 – 9.15 Перерыв 10 мин. Познавательноисследовательская деятельность (ФЦКМ/ конструирование) 9.25 – 9.40 Коммуникативная деятельность (Развитие речи) 9.00 – 9.20 Двигательная деятельность (свежий воздух) 11.30 – 11.50 Коммуникативная деятельность (Развитие речи) Групповое занятие 9.00 – 9.25 Перерыв 10 мин. Познавательноисследовательская деятельность (конструирование) 9.35 – 10.00 Музыкальная деятельность 15.15 – 15.40 Познавательноисследовательская деятельность (ФЭМП) 9.00 – 9.25 Перерыв 10 мин. Двигательная деятельность 9.35 – 10.00 подготовит-ая№1 Коммуникативная деятельность (Развитие речи) Групповое занятие 9.00 – 9.30 Перерыв 10 мин. Познавательноисследовательская деятельность (конструирование) 9.40 – 10.10 Перерыв 10 мин. Двигательная деятельность 10.20 – 10.50 Изобразительная деятельность (рисование) 9.00 – 9.30 Перерыв 15 мин. Музыкальная деятельность 9.45 – 10.15 Перерыв 10 мин. Познавательноисследовательская деятельность (ФЦКМ) 10.25 – 10.55 подготовит-ая №2 Коммуникативная деятельность (Развитие речи) Групповое занятие 9.00 – 9.30 Перерыв 10 мин. Познавательноисследовательская деятельность (конструирование) 9.40 – 10.10 Двигательная деятельность (свежий воздух) 11.50 – 12.20 Познавательноисследовательская деятельность (ФЭМП) 9.00 – 9.30 Перерыв 10 мин. Изобразительная деятельность (рисование) 9.40 – 10.10 Музыкальная деятельность 10.20 – 10.50 Изобразительная деятельность (лепка/аппликация) 9.00 – 9.30 Перерыв 10 мин. Двигательная деятельность (свежий воздух) 12.00 – 12.30 Познавательноисследовательская деятельность (ФЦКМ) 9.00 – 9.30 Перерыв 10 мин. Изобразительная деятельность (лепка/аппликаци) 9.40 – 10.10 Двигательная деятельность 10.20 – 10.50 четверг пятница Изобразительная деятельность (лепка) 9.00 – 9.10 9.15 – 9.25 Музыкальная деятельность 15.50 – 16.00 16.10 – 16.20 Коммуникативная деятельность (Развитие речи) 9.00 – 9.15 Перерыв 10 мин. Музыкальная деятельность 9.25 – 9.40 Музыкальная деятельность 9.00 – 9.20 Перерыв 10 мин. Изобразительная деятельность (рисование) 9.30 – 9.50 Коммуникативная деятельность (Развитие речи) 9.00 – 9.25 Перерыв 10 мин. Изобразительная деятельность (рисование) 9.35 – 10.00 Музыкальная деятельность 15.15 – 15.40 Коммуникативная деятельность (Развитие речи) 9.00 – 9.10 9.15 – 9.25 Двигательная деятельность 15.50 – 16.00 16.10 – 16.20 Двигательная деятельность 9.00 – 9.15 Перерыв 10 мин. Изобразительная деятельность (лепка/ аппликация) 9.25 – 9.40 Изобразительная деятельность (лепка/ аппликация) 9.00 – 9.20 Перерыв 10 мин. Двигательная деятельность 9.30 – 9.50 Изобразительная деятельность (лепка/ аппликация) 9.00 – 9.25 Двигательная деятельность 9.55-10.20 Познавательноисследовательская деятельность (ФЭМП) 9.00 – 9.30 Перерыв 15 мин. Музыкальная деятельность 9.45 – 10.15 Перерыв 10 мин. Коммуникативная деятельность (Развитие речи) 10.25 – 10.55 Изобразительная деятельность (рисование) 9.00 – 9.30 Перерыв 10 мин. Познавательноисследовательская деятельность (ФЭМП) 9.40 – 10.10 Перерыв 15 минут Двигательная деятельность 10.25 – 10.55 Познавательноисследовательская деятельность (ФЭМП) 9.00 – 9.30 Перерыв 10 мин. Изобразительная деятельность (рисование) 9.40 – 10.10 Перерыв 10 мин. Музыкальная деятельность 10.20 – 10.50 Коммуникативная деятельность (Развитие речи) 9.00 – 9.30 Двигательная деятельность 11.55 – 12.25 Чтение художественной литературы осуществляется ежедневно в ходе режимных моментов, во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах познавательно-исследовательская деятельность, а так же ознакомление с миром природы осуществляется в ходе целевой прогулки ФЭМП – формирование элементарных математических представлений ФЦКМ – формирование целостной картины мира