Программа Музыкальный театр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 9
Россия, 620077 г Екатеринбург, ул. Шейнкмана 19 а, тел: 3581986, e-mail: det-sad9@mail.ru

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом МБДОУ –
детский сад № 9
от «10» января 2021г.

УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МБДОУ –
детский сад № 9
___________ Жилякова Т.Ф.
Приказ № 1-10/1
от «10» января 2021г.

Образовательная программа
дополнительного образования
«Музыкальный театр»
(для детей 5-7 лет)
срок реализации 2 года

Разработала:
музыкальный руководитель ВКК
Белова И.В.
Екатеринбург 2021 г.

Содержание
I.

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи реализации программы

4

1.3

Основные принципы обучению пению

5

1.4

Целевые ориентиры освоения программы

6

1.5. Организация работы вокального коллектива

7

II.

Содержательный раздел

7

2.1

Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей
детей 5 - 7 лет.
Приемы обучения пению.

7

10

2.5

Значение игрового распевания для развития вокальных
способностей детей.
Направления работы по совершенствованию голосового
аппарата.
Структура непосредственно-образовательной деятельности.

2.6

Ожидаемые результаты.

14

2.2
2.3
2.4

8

11
14

III. Организационный раздел

15

Учебное планирование непосредственно-образовательной
деятельности
3.2 Календарно-тематический
план
непосредственнообразовательной деятельности.
IV. Формы взаимодействие с родителями

15

Методическое обеспечение образовательного процесса

24

3.1

V.

VI. Литература

15
24

25

2

I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
«Музыка начинается с пения…»
Курт Закс (немецкий музыковед)
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности,
обладающий

большим

познавательного

потенциалом

развития.

эмоционального,

Благодаря

пению

у

музыкального,

ребенка

развивается

эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности:
интонационный

звуковысотный

слух,

деятельность просто невозможна,

без

которого

музыкальная

тембровый и динамический слух,

музыкальное мышление и память.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию
речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Следует
отметить еще одну важную особенности пения – его массовость и
доступность. Особого внимания требует развитие певческого голоса ребенкадошкольника. Это одна из самых важных и наименее разработанных в
музыкально-педагогической теории и практики проблем музыкального
воспитания дошкольников.
О необходимости и продуктивности раннего обучения правильной
вокализации говорил замечательный композитор и педагог А.Е. Варламов.
Он считал, что если учить ребенка петь с детства, то его голос приобретает
гибкость и силу, которые взрослым даются с трудом. Эта мысль
неоднократно подчеркивалась в работах исследователей и педагоговпрактиков. Н.А.Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном
возрасте: «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в
процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни,
музыке;

обогащаются

переживания

ребёнка;

музыкально-сенсорные

способности,

особенно

активно

формируются

музыкально-

слуховые

представления звуковысотных отношений».
Важнейшим

качеством

певческого
3

голоса

является

звонкость,

полетность, которая обеспечивается головным резонированием. Головное
звучание - это то качество голоса, которое можно и нужно формировать в
первую очередь. Его формирование возможно в связи с анатомофизиологическими особенностями голосового аппарата детей дошкольного
возраста. Головное звучание организует непроизвольно правильный выдох,
облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования. Для того,
чтобы добиться успешного осуществления выше перечисленных требований,
необходимо систематически работать над развитием детского голоса,
формированием певческих навыков.
Данная Программа направлена на развитие у детей вокальных данных,
творческих

способностей,

исполнительского

мастерства.

Программа

разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста «Ладушки» (И.Каплуновой, И.Новоскольцевой).
В

соответствии

с

требованиями

федеральных

государственных

образовательных стандартов общего образования (ФГОС) Программа
построена на основе базовых национальных ценностей российского общества,
родного края, таких как: патриотизм, семья, здоровье, творчество,
образование. В программу включены произведения местных композиторов и
музыкальный материал из авторских методических сборников: О. Кацер
«Игровая методика обучения пению», А. Битус «Певческая азбука ребенка»,
А. Евтодьева «Учимся петь и танцевать, играя», М. Картушина «Вокальнохоровая работа в детском саду», О. Арсеневская «Система музыкальнооздоровительной работы в детском саду».
1.2 Цели и задачи
Цель: формирование эстетической культуры дошкольника; развитие
певческих способностей у детей в условиях дополнительного образования
ДОУ.
Задачи:
1.

Формировать интерес к вокальному искусству у детей дошкольного
4

возраста.
2.

Развивать

музыкальные

способности

детей

и

эмоциональную

отзывчивость дошкольников. Способствовать пробуждению творческой
активности детей.
3.

Совершенствовать

певческий

голос

и

вокально-слуховую

координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического
диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса).
4.

Расширять певческий диапазон.

5.

Формировать

навыки

выразительности

исполнения

вокальных

произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении,
сопереживанию.
6.

Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к

русским народным, авторским песням и интерес к песням местных
композиторов.
7.

Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через

здоровьесберегающую технологию – дыхательную гимнастику (дыхательные
упражнения).
8.

Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального

исполнительства дошкольников.
1.3 Основные принципы обучению пению.
1. Принцип воспитывающего обучения.

Музыкальный руководитель в

процессе обучения детей пению воспитывает у них любовь к музыкальному
искусству, обогащает духовный мир ребенка.
2. Принцип прочности. Выученные детьми песни постепенно забываются,
если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если
долго не упражняться в пении. Поэтому целесообразно время от времени к
старым песням нужно возвращаться.
3.

Принцип

сознательности.

Музыкальный

руководитель

стремится

воспитать у дошкольника сознательное отношение к содержанию песни,
передаче музыкального образа, технике пения. Дети должны не только знать,
5

но и понимать, куда идет мелодия (вверх или вниз), и направлять
соответственно свой голос, как надо открывать рот во время пения, почему
необходимо сидеть прямо, не сутулясь.
4. Принцип наглядности. Звуковая наглядность, конкретное слуховое
восприятие различных звуковых соотношений развивают зрение, мышечное
чувство, усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности —
это исполнение песни педагогом. Некоторые образы, встречающиеся в песне,
можно проиллюстрировать с помощью картин, игрушек. Наглядность
повышает интерес к занятиям, способствует развитию сознательности,
прочному усвоению песен.
5. Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем
вокальных навыков, приемы обучения и усвоения их детьми соответствуют
возрасту и уровню музыкального развития детей. Доступный материал
повышает у детей интерес к музыке.
6.

Принцип

постепенности.

Последовательность

и

систематичность

заключается в том, что в начале года даются более легкие задания, чем в
конце года: постепенно переходят от усвоенного к незнакомому. Соблюдение
этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков,
придает им уверенность.
1.4. Целевые ориентиры освоения программы:
 Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному
творчеству

самовыражению

(петь

индивидуально

и

коллективно,

с

сопровождением и без него).
 Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо
слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении
музыкального инструмента.
 Внимательно

слушать

музыку,

эмоционально

откликаться

на

выраженные в ней чувства и настроения.
 Петь

несложные

песни

в

удобном

диапазоне,

исполняя

их

выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя,
6

замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
 Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно
свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
 Активно участвовать в выполнении творческих заданий.
1.5. Организация работы вокального коллектива
Программа рассчитана на 2 года обучения (для детей 5-6 и 6-7 лет).
Непосредственно

образовательная

деятельность

вокального

кружка

проводится во вторую половину дня, продолжительностью 25-30 минут.
Подбор детей осуществляется по результатам диагностики музыкального
развития.

Предпочтение

отдается

детям

с

повышенным

уровнем

музыкальных способностей, для последующих участий в конкурсах и
мероприятиях различного уровня. Занятия проводятся с октября по май.
II. Содержательный раздел
2.1 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей
5 - 7 лет.
К пяти годам жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У
них окреп голос, увеличился диапазон ре — си. Дыхание стало более
организованным, хотя еще довольно поверхностное. Дети отличаются
большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны различать
по высоте звуки. Должны петь естественным голосом, без напряжения,
протяжно.

Крикливое

пение

искажает

естественный

тембр

голоса,

отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых
связках ребенка. Следует обращать внимание на правильное формирование
гласных. Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос,
тогда он постепенно начнет петь естественным голосом.
Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов
высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на
формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности.
7

Однако

голосовой

аппарат

по-прежнему

отличается

xpупкостью,

ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты.
Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной
(низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у
детей 6-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать
форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое,
несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более
протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной
тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки
(ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы
звучит тяжело, его надо избегать.
2.2 Приемы обучения пению.
Возрастные

особенности

детей

позволяют

включать

в

работу

вокального коллектива два взаимосвязанных направления: собственно
вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой
деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон;
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
- включение в хор солистов;
- пение под фонограмму;
- пение по нотам.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить
особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования
мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в
ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать,
слышать, чисто интонировать) нужно соблюдение следующих условий:
 игровой характер занятий и упражнений;
 доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с
8

удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и в
повседневной жизни;
 атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально –
дидактические игры, пособия);
 аудиоаппаратура, микрофон, мультимедийное оборудование;
 сценические

костюмы,

необходимые

для

создания

образа

и

становления маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу
с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого
разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса
ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную
вокально-певческую постановку корпуса.
Песенный репертуар включает в себя два аспекта:
- упражнения для развития певческого голоса и слуха;
- песни отечественных композиторов, произведения русского фольклора.
Все упражнения, которые даются для овладения определёнными
навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными.
«Пусть дети как можно больше и разнообразнее проявляют себя, пусть это
будет синтез актёрства и пластики, пения и танца, всё это есть
самовыражение, саморазвитие. И только в гармонии искусств возможен рост
души, надо только умно и тонко помочь понять, рассудить и воплотить
задуманную фантазию ребёнка, а он пусть сам реализует её по-своему
убеждению», - убеждает нас Д.Б. Кабалевский.
О.П. Радынова в своих научных рассуждениях говорит о том, что
занимательное обучение, в свою очередь, обогащается творческими
проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Так, пение может
перейти в инсценирование; оркестровка может сочетаться с передачей
характера музыки в движении, распевка может стать зачином для
музыкальной игры, слушание плавно перетекать в танцевальное или
песенное творчество. Такие варианты придают живость, непосредственность
9

занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению
выдумки, фантазии.
2.3 Значение игрового распевания для развития вокальных способностей
детей.
Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные
фразы на высокое и среднее звучание голоса. Детям предлагаются для
разучивания попевки с несложным текстом и мелодией в двух регистрах:
среднем и высоком. В содержании попевок лежат сюжеты знакомых детям
сказок. Наглядность и образность иллюстраций к попевкам помогает детям
озвучивать сказочных героев в разных звуковых позициях. Контрастность
этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса
и, что немало важно, играть в них.
Диапазон игровых распевок намеренно расширен, так как современные
детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах
квинты. Поэтому проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и
в распевках. Такое игровое распевание многофункционально:
1. Развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми
правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием
знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.
2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение
товарищей.
3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной
деятельности,

так

как

игровое

распевание

предполагает

разыгрывание

театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение
по ролям.
5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец,
повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование
детей.
10

Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно
наглядно, понятно; проходит в игровой форме и является весьма
результативным в достижении контрастного интонирования, которое так
необходимо в пении.
2.4 Направления работы по совершенствованию голосового
аппарата.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в
единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по
совершенствованию

голосового

аппарата

ребёнка,

и

способствуют

формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности.
Программа включает подразделы:
 певческая установка;
 певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки
эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание;
звукообразование; навык выразительной дикции)
 развитие музыкального слуха и голоса;
 песенное творчество.
Певческая установка. Общие правила пения включают в себя понятие
«певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен
быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а
нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших
пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но
наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых
навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа
над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная
артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение
11

гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания
гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется
ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить
согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата,
головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную
работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное
движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а»
снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе
его эмоциональной выразительности, различие правильного и
неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает
музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного
вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое)
12

значение.
Певческое

дыхание.

Ребенок,

обучающийся

пению,

осваивает

следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям
объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать
его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование

певческого

дыхания

способствует

физическому

укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда
сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут
следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до
кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как
бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем
в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую
щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь
производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назадвлево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох —
губы трубочкой. Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые
13

необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 810 раз с твердой атакой звука.
2.5 Структура непосредственно-образовательной
деятельности.
1. Вводная часть. Включает в себя игры-приветствия, валеологические
песенки-распевки, которые поднимают настроение, задают позитивный тон к
восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на
занятии, подготавливают голос к пению.
2. Игровое распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей
необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных
упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует
в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по
полутонам. Для этого отводится не менее 10

МИНУТ. Время

распевания может

быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений
является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и
исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная
разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее
продуктивности и конечного результата.
3. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима
пауза в 1-2 минуты (физминутка).
4. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского
мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по
нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и
артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
5. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют
песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся.
Работа над выразительным артистичным исполнением.
2.6 Ожидаемые результаты.
14

Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:
формирование

у

детей

устойчивых

певческих

умений

и

навыков,

выразительность пения, владение техникой певческого исполнительства,
выступление детей на открытых мероприятиях ДОУ, участие в праздниках,
конкурсах и фестивалях различного уровня, желание петь в группе и в
домашней обстановке.
Диагностика уровня развития певческих умений
№
Показатели (знания, умения, навыки)
Оценка/б
п/п
о
н
с
1. Качественное исполнение знакомых песен.
2. Наличие певческого слуха, вокально-слуховой
координации
3. Умение импровизировать
4. Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту
5. Навыки выразительной дикции

в

0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
III. Организационный раздел Программы
3.1 Учебное планирование НОД
Работа вокально-хорового коллектива строится на единых принципах и
обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно
образовательная деятельность проводится в соответствии:
- с продолжительностью режимных моментов для возрастных групп
детского сада;
- с объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.2660-10.
№п\п

Возрастная

Количество учебных занятий
15

Продолжительность

группа
1

В неделю Месяц

Дети
старшего
дошкольного
возраста от 5
до 7 лет

2

8

Год
64

занятия
25 – 30 мин

3.2 Календарно-тематический план непосредственно-образовательной
деятельности
Программное содержание:
Учить петь естественным звуком.
Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое
дыхание, артикуляцию. Формировать навык правильной постановки корпуса
во время пения

Месяц

Развивать артистические способности детей.

О
к
т
я
б
р
ь

Содержание занятий

Музыкальный репертуар

Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка на
работу.
Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей.
Упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонации на
повторяющихся звуках. Выравнивание
гласных и согласных звуков. Следить за
правильной певческой артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат;
Проговаривать
с
разной
интонацией (удивление, повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом
(с
ускорением и замедлением, не повышая

1. Коммуникативная игра
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой,
«Здравствуйте» Картушина.
2.
Артикуляционная
гимнастика: «Паровоз» Короткий
вдох,
долгий
выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолёт» - на звук «У»
(протяжно,
на
цепном
дыхании,
повышая
и
понижая голос)
3.
Интонационнофонетические упражнения:
пропевание гласных
«А-О-У-И-Э»
в
разной
последовательности.

16

Н
о
я
б
р
ь

голоса), интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
Упражнять детей в чистом интонировании
поступенного
и
скачкообразного
движения мелодии вверх и вниз.
Учить детей петь естественным голосом,
без напряжения, правильно брать дыхание
между музыкальными фразами и перед
началом пения;
Учить детей исполнять песни лёгким
звуком в подвижном темпе и напевно в
умеренном;
Петь естественным звуком, выразительно,
выполнять
логические
ударения
в
музыкальных фразах, отчётливо пропевать
гласные и согласные в словах.
Учить детей исполнять песни а капелла.

4.Скороговорки: «Говорил
попугай попугаю», «Тигры»,
«Вёз корабль карамель»,
«Кит-рыба».
5.
Упражнения
для
распевания: «Котенок и
бабочка», «Птичка и Лиса»,
«Машенька
и
Медведь»
А.Евтодьевой
6. Песни: «Осень» О.
Буйновской,
«Осинкагрустинка», «Зонтик» А.
Чугайкиной, «Гномики» муз.
и сл. К.Костина, р.н.п.
«Ходила младешенька»

Психологическая настройка на занятие.
Подготовка
голосового
аппарата
к
дыхательным, звуковым играм, пению.
Способствовать
правильному
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей.
Упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонации на
повторяющихся звуках. Выравнивание
гласных и согласных звуков. Формировать
звучание голоса ближе к фальцетному.
Следить
за
правильной
певческой
артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат;
Проговаривать
с
разной
интонацией (удивление, повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом
(с
ускорением и замедлением, не повышая
голоса), интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
Расширять диапазон детского голоса.
Учить точно попадать на первый звук.
Слышать и передавать поступенное и

1.Коммуникативная игра
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой,
«Здравствуйте» Картушина.
2.Артикуляционная
гимнастика: «Обезьянки»,
«Весёлый язычок».
3. Интонационнофонетические упражнения:
пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности.
4. Скороговорки: «Няня
мылом мыла Милу», «Сорок
сорок ели сырок…»,
знакомый материал.
5. Упражнения для
распевания: «Фокус-покус»,
«Чудо-лесенка», Храбрый
портняжка» А.Евтодьевой
6. Песни: «Настоящий друг»
Б.Савельева,
«Сонная
песенка» русский текст О.
Петерсон, муз. Р. Паулса,
«Пестрый
колпачок»

17

скачкообразное
движение
мелодии. Г.Струве.
Самостоятельно попадать в тонику.
1. Продолжать учить детей петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и перед началом
пения;
2. Петь выразительно, передавая динамику
не только куплета к куплету, но и по
музыкальным фразам;
3. Выполнять паузы, точно передавать
ритмический рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в соответствии с
текстом песен;
4. Петь лёгким, подвижным звуком,
напевно,
широко,
с
музыкальным
сопровождением и без него.
Д Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка на
е
работу.
певческий
голос,
к Развивать
способствовать
правильному
а
звукообразованию, охране и укреплению
б здоровья детей. Подготовить речевой
аппарат к работе над развитием голоса.
р
Учить
детей
«рисовать»
голосом,
ь изображать звуковой кластер;
Учить детей соотносить своё пение с
показом рук, добиваясь при этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального действия. Использовать
карточки для
работы руками по
извлечению звука.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат; Развивать образное мышление,
мимику, эмоциональную отзывчивость.
Учить детей использовать различные
эмоциональные
выражения:
грустно,
радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
Закреплять у детей умение чисто
интонировать при поступенном движении
18

1.Коммуникативная игра
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой,
«Здравствуйте» Картушина.
2. Артикуляционная
гимнастика: «Лошадка» прищёлкивание, язычок;
«Паровоз» - Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолёт»- на звук «У»
(протяжно, на цепном
дыхании, повышая и
понижая голос).
3. Интонационнофонетические упражнения:
пропевание гласных « А-ОУ-И-Э» в разной
последовательности
«По волнам», «Качели», «По
кочкам».
4.Скороговорки:
Проговаривание
текста
песен, попевок «Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.

мелодии, удерживать интонацию на одном
повторяющемся
звуке;
точно
интонировать интервалы. Упражнять в
точной передаче ритмического рисунка
мелодии хлопками во время пения.
Побуждать детей к активной вокальной
деятельности.
Учить детей петь в унисон, а капелла.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть
звук как ниточку.
Способствовать
развитию
у
детей
выразительного пения, без напряжения,
плавно, напевно.
Развивать у детей умение петь под
фонограмму.
Формировать
сценическую
культуру
(культуру речи и движения).

5.
Упражнения
для
распевания:
«Храбрый
портняжка»,
«Золушка
и
сестры»
А.Евтодьевой,
«Гроза».
Знакомый репертуар.
6.
Песни:
«Зимушка,
зимушка, ты пришла!» р.н.п.,
«Белые снежинки» сл. И.
Шефрана, муз. Г. Гладкова
«Зимняя сказка» сл. А.
Усачева, муз. А. Пинегина,
«Скажем зимушке спасибо»
«Кружатся снежинки»
А. Чугайкиной

Я Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка на
н
работу.
речевой
аппарат
к
в Подготовить
дыхательным и звуковым играм. Развивать
а
дикцию и артикуляцию.
р Учит детей ощущать и передавать
интонацию в пении упражнений. Учить
ь
детей «рисовать» голосом, пропевать
ультразвук. Учить детей соотносить своё
пение с показом рук, добиваясь при этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального действия. Использовать
карточки для
работы руками по
извлечению звука.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат.
Формировать
слуховое
восприятие. Учить детей использовать
различные эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково, удивлённо
Продолжать работу над развитием голоса
детей.
Петь плавно, добиваясь чистоты звучания
каждого интервала

1. Коммуникативная игра
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой,
«Здравствуйте» Картушина.
2.
Артикуляционная
гимнастика:
работа
с
губами: (покусать зубами
верхнюю и нижнюю губу).
3.
Интонационнофонетические упражнения:
Упр. «Я обиделся»,
«Я радуюсь».
«Крик ослика» (Й – а...)
«Крик в лесу» (А – у).
«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит ворона» (Кар).
«Скулит щенок» (И-и-и)
«Пищит больной котёнок»
(Мяу жалобно).
4.Скороговорки:
Проговаривание
текста
песен, попевок.
Знакомый репертуар.
5.Упражнения
для
распевания «Волк и красная
шапочка», «По щучьему

19

Ф
е
в
р
а
л
ь

1. Продолжать учить детей петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и перед началом
пения;
2. Совершенствовать умение вовремя
начинать пение после музыкального
вступления, точно попадая на первый
звук;
4. Чисто интонировать в заданном
диапазоне;
5. Закреплять навыки хорового и
индивидуального пения с музыкальным
сопровождением и без него.
6. Совершенствовать исполнительское
мастерство.
7. Учить детей работать с микрофоном.
Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка на
работу.
Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей.
Учить детей выполнять голосом глиссандо
снизу вверх и сверху вниз с показом
движения рукой. Исполнять в среднем и
низком регистрах.
Учить детей долго тянуть звук –У - меняя
при этом силу звучания. Развивать
ритмический слух.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат;
Проговаривать
с
разной
интонацией (удивление, повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом
(с
ускорением и замедлением, не повышая
голоса), интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия).
Упражнять детей во взятии глубокого
дыхания.
Развивать
артикуляцию,
прикрытый звук.
1. Уточнить умение детей вовремя
вступать после музыкального вступления,
20

веленью» А.Евтодьевой
6.Песни:
Повторение
знакомых песен

1. Коммуникативная игра
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой,
«Здравствуйте» Картушина.
2.Артикуляционная
гимнастика: Паровоз» Короткий
вдох,
долгий
выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолёт»- на звук «У»
(протяжно,
на
цепном
дыхании,
повышая
и
понижая голос)
3.
Интонационнофонетические упражнения:
«Самолёты»,
«Самолёт
летит» М. Картушиной.
«Мороз» (по методу
Емельянова)
4.
Скороговорки:
«Вёз
корабль камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Петя шёл», «Думал –
думал»
5.
Упражнения
для
распевания: «Три медведя»
А.Евтодьевой.

точно попадая на первый звук;
2.Чисто
интонировать
в
заданном
диапазоне.
3.Совершенствовать умение детей петь с
динамическими оттенками, не форсируя
звук при усилении звучания.
4.
Развивать
вокальный
слух,
исполнительское
мастерство,
навыки
эмоциональной выразительности.
5.Учить детей работать с микрофоном.

Знакомые распевки.
6. Песни: «Любимый папа»
сл. Ю. Энтина
муз. Д. Тухманова, «Подарок
для
папы»
С.
Ранды,
«Блины» р.н.п., «А мы
масленницу
дожидаем»
р.н.п., «Озорное детство»
Г. Капля, «Этот мамин день»
Ю. Тугаринова, «Мама»
Д. Трубачевой

М Психологическая настройка на занятие.
Подготовка
голосового
аппарата
к
а
дыхательным, звуковым играм, пению.
правильному
р Способствовать
звукообразованию, охране и укреплению
т
здоровья детей.
Формировать звучание голоса в разных
регистрах, показывая высоту звука
рукой Следить за правильной певческой
артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат;
Проговаривать
с
разной
интонацией (удивление, повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом
(с
ускорением и замедлением, не повышая
голоса), интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке.
Расширять диапазон детского голоса.
Учить детей точно попадать на первый
звук. Самостоятельно попадать в тонику.
Развивать «цепное» дыхание, уметь
интонировать на одном звуке.
Учить связывать звуки в «легато».
Побуждать детей к активной вокальной
деятельности.
Закреплять умение петь в унисон, а
капелла, пропевать звуки, используя
движения рук.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть
звук как ниточку.
Способствовать
развитию
у
детей

1. Коммуникативная игра
«Приветствие» модель И.
Евдокимовой,
«Здравствуйте» Картушина
2.Артикуляционная
гимнастика: «Обезьянки»,
«Весёлый язычок».
Знакомый репертуар.
3.Интонационнофонетические упражнения:
«Лягушка и кукушка»,
знакомый репертуар.
4. Скороговорки:
«Няня мылом мыла Милу…»
«Сорок сорок ели сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый материал.
5.Упражнения
для
распевания:
«Теремок»
Л.Олифировой, «Вот такая
чепуха» И.Рыбкиной
6. Пение: «Мамочка моя»,
«Мамина
песенка»
М.
Пляцковский,
«Веселая
путаница» З.Роот, Вёснушка»
А. Чугайкиной, «Цветиксемицветик»
С. Ранды

21

А
п
р
е
л
ь

выразительного пения, без напряжения,
плавно, напевно.
Продолжать развивать умение у детей
петь под фонограмму и с микрофоном.
Формировать
сценическую
культуру
(культуру речи и движения).
Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка на
работу.
Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей. Подготовить речевой
аппарат к работе над развитием голоса.
Формировать более прочный навык
дыхания, укреплять дыхательные мышцы,
способствовать появлению ощущения
опоры
на
дыхании,
тренировать
артикуляционный аппарат.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат; Развивать образное мышление,
мимику, эмоциональную отзывчивость.
Формировать слуховое восприятие. Учить
детей
использовать
различные
эмоциональные
выражения:
грустно,
радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
Добиваться более лёгкого звучания;
развивать подвижность голоса.
Удерживать
интонацию
на
одном
повторяющемся
звуке;
точно
интонировать интервалы. Упражнять в
точной передаче ритмического рисунка
мелодии хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус, настроение
детей, уметь раскрепощаться.
Продолжать
учить
детей
петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами, и перед началом
пения.
Чисто
интонировать
в
заданном
диапазоне.
Закреплять
навыки
хорового
и
22

1. Коммуникативная игра
«Приветствие» модель И.
Евдокимовой,
«Здравствуйте» Картушина
2.Артикуляционная
гимнастика: «Лошадка»
прищёлкивание, язычок;
«Паровоз» - короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ.
«Самолёт»- на звук «У»
(протяжно,
на
цепном
дыхании,
повышая
и
понижая голос).
3.Интонационнофонетические упражнения:
Проговаривание
текста
песен, попевок.
«Уточка», «На дворе трава».
Знакомый репертуар.
4.Скороговорки:
«Я
хороший», «Да и нет»
В.Н.Петрушина.
5.Упражнения
для
распевания: «Стрекоза и
рыбка», «Кот и петух»
А.Евтодьевой
6.Пение: укр.н.п
«Веснянка», «Что такое
семья?» Е.Гомоновой,
«Счастливый День Победы»
З. Роот, «Дочки-сыночки»
Л. Кнорозовой

индивидуального выразительного пения.
Формировать сценическую культуру.
Продолжать обучать детей работать с
микрофоном.
М Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка на
а
работу.
работу
по
й Закреплять
развитию
певческого
голоса,
способствовать
правильному
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей. Подготовить речевой
аппарат к работе над развитием голоса.
Закреплять умение выстраивать голосом
звуковую линию;
Закреплять умение детей соотносить своё
пение с показом рук, добиваясь при этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального действия. Использовать
карточки для
работы руками по
извлечению звука.
Закреплять
умение
детей
чётко
проговаривать текст, включая в работу
артикуляционный аппарат; Развивать
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость.. Использовать различные
эмоциональные
выражения:
грустно,
радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
Повысить жизненный тонус, настроение
детей,
эмоциональное
благополучие,
уметь
раскрепощаться.
Закреплять
вокальные навыки детей.
Совершенствовать вокальные навыки:
1. Петь
естественным
звуком
без
напряжения;
2. Чисто
интонировать
в
удобном
диапазоне;
3. Петь а капелла, под аккомпанемент,
под фонограмму;
4. Слышать и оценивать правильное и
неправильное пение;
23

1. Коммуникативная игра
«Приветствие» модель И.
Евдокимовой,
«Здравствуйте» Картушина
2.Артикуляционная
гимнастика: «Прогулка» М.
Лазарев.
3.Скороговорки:
Проговаривание
текста
песен, попевок.
Знакомый репертуар.
4.Упражнения
для
распевания:
«Только
смеяться»,
«Я хороший»,
Знакомый репертуар.
5.Пение: «Любимый детский
сад» К.Костина,
«В самый первый раз»
Н.Разуваевой.

5.
6.

Самостоятельно попадать в тонику;
Самостоятельно использовать навыки
исполнительского
мастерства,
сценической культуры.

IV. Формы взаимодействие с родителями
2 Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о
вокальном коллективе «Ассорти».
3 Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой вокального
коллектива.
4 Распространение информационных материалов: официальный сайт ДОУ,
памятки, буклеты, консультации.
5 Помощь родителям по созданию предметно-развивающей среды в семье.
6 Участие

в

совместных

мероприятиях,

праздниках

и

конкурсах.

Привлечение родителей к изготовлению костюмов к праздникам и
конкурсам.
7 Отчетный концерт.
V. Методическое обеспечение Программы.
Технические средства обучения:
1. Фортепиано
2. Музыкальный центр
3. Компьютер
4. Мультимедийное оборудование
5. Микрофоны
6. Музыкальные инструменты
7. CD, DVD диски
Учебно-наглядные пособия:
1. Схемы
24

2. Иллюстрации к сказкам
3. Игрушки
4. Дидактические игры
5. Детские музыкальные инструменты
6. Презентации
VI. Список литературы
1. Арсеневская О. «Система музыкально-оздоровительной работы в
детском саду». Издательство «Учитель», Волгоград, 2010
2. Битус

А.Ф.,

Битус

С.В.

Певческая

азбука

ребенка.

Минск:

ТетраСистемс, 2007
3. Евтодьева А.А. Методическое и практическое пособие по обучению
дошкольников пению и движениям в игровой форме «Учимся петь и
танцевать, играя». Калуга, 2007
4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа по музыкальному
воспитанию

детей

дошкольного

возраста

«Ладушки».

Санкт-

Петербург. 2010
5. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Я живу в России». Песни и
стихи о Родине, мире и дружбе. Издательство «Композитор. СанктПетербург», 2006
6. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Как у наших у ворот». Русские
народные песни в детском саду. Издательство «Композитор. СанктПетербург», 2003
7. Картушина М. Вокально-хоровая работа в детском саду. М.; 2009
8. Кацер О.В. «Игровая методика обучения пению». Санкт-Петербург,
Музыкальная палитра, 2005
9. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного
возраста. Айрис пресс. М.: 2004.

25

10. Роот З.Я.

«Улыбнемся песенке». Песни для детей дошкольного и

младшего школьного возраста. Волгоград. Издательство «Учитель»,
2016
11. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио.
СПб.: Лань, 1999
12. Журнал «Музыкальный руководитель» (2006 – 2017гг.)
13. Журнал «Музыкальная палитра» (2006 – 2017гг.)

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».